|
|
|
|
|
|
|
|
прокат цветных металлов - молибден
Молибден
70—80 % добываемого молибдена идет на производство легированных сталей.
Остальное количество применяется в форме чистого металла и сплавов на
его основе, сплавов с цветными и редкими металлами, а также в виде
химических соединений. Молибден используется для легирования сталей,
как компонент жаропрочных и коррозионностойких сплавов.
Стволы орудий и ружей, детали самолетов и автомобилей, паровые котлы и
турбины, режущие инструменты и бритвенные лезвия — все это молибденовая
сталь. Благотворно влияет молибден и на свойства чугуна: повышается
прочность металла, увеличивается его износостойкость.
Хром-молибденовые и никель-молибденовые стали использовались
(используются и сейчас) при выплавке металла для стволов артиллерийских
орудий, винтовок, ствольных коробок и бронебойных снарядов благодаря
своей высокой упругости и способности к точной токарной обработке.
Конец войны и последующее снижение спроса дали толчок новым
исследованиям применения молибдена. В 1925 немецкая фирма BASF
(Баденская анилиново-содовая фабрика) запатентовала молибденсодержащий
катализатор, устойчивый к действию серы в процессах гидрогенизации угля
и повышающий их эффективность. Появилось большое число
низколегированных молибденсодержащих автомобильных сталей, а в 1926 с
конвейера сошел Wills Saint Claire – первая в мире марка автомобиля,
сконструированного из стали с добавкой молибдена. В начале 1930-х
началось активное использование молибдена в конструкционных материалах,
в производстве быстрорежущих сталей, большинство которых всегда
содержит добавку этого элемента.
Сейчас 80% получаемого в мире молибдена используется в черной
металлургии: в производстве низколегированных нержавеющих сталей,
содержащих менее 4% Mo, быстрорежущих и других инструментальных сталей,
доля молибдена в которых достигает 9,5%. Молибден улучшает легирующие
свойства хрома в нержавеющих сталях, что особенно важно при их
использовании в коррозионных средах, например, морской воде или в
качестве конструкционных материалов в процессах нефтехимии.
Металлорежущие молибденосодержащие инструменты могут закаливаться в
процессе работы. В расплавы сталей элемент добавляется в виде молибдата
кальция, молибденового ангидрида или ферромолибдена. Ферромолибден
обычно получают при восстановлении огарков от обжига MoS2 в присутствии
железа.
Большая часть остального потребления элемента № 42 приходится на
молибденсодержащие катализаторы, которые широко примененяются в
процессах переработки нефти (крекинга, гидроочистки, риформинга),
превращения метанола в формальдегид, парофазного окисления пропилена в
акролеин, аммонолиза толуола, эпоксидирования различных алкенов и
других.
Чистый молибден находит ограниченное применение при изготовлении
нагревательных элементов, а также в электровакуумной технике и
электроламповом производстве.
Первое место в мире по потреблению молибденовой продукции занимает
Западная Европа (35%), за ней следуют США (25%) и Япония (17%). На долю
этих регионов приходится более 90% мирового использования молибдена.
В технике используются некоторые соединения молибдена. Так, MoS2 -
смазочный материал для трущихся частей механизмов; дисилицид молибдена
применяют при изготовлении нагревателей для высокотемпературных печей;
Na2MoO4 - в производстве красок и лаков; оксиды молибдена -
катализаторы в химической и нефтяной промышленности.
|
|
|
|
|
|
Прокат
цветных металлов, бронзовый, медный, алюминиевый, латунный, медь,
алюминий, латунь, цинц, олово-припои, никель, свинец
|